mefistofel_d (mefistofel_d) wrote,
mefistofel_d
mefistofel_d

Category:

М-17, война в стратосфере.

Оригинал взят у pkk_aviaв М-17, война в стратосфере.
Об этом самолёте мы впервые узнали, когда в 1990 году было сообщено о целом букете мировых рекордов, которые были установлены на этой машине. За период с 28 марта по 14 мая было побито 25 мировых рекордов высоты, скорости и скороподъемности для машин весовой категории 16-20 тонн с одним турбореактивным двигателем. В прессе появились первые фотографии М-17, - самолёта необычной для советского советского самолётостроения двухбалочной схемы, тогда же было объявлено, что аппарат разработан в КБ имени В.М. Мясищева. Специалисты и не очень, привыкшие к тому, что у изделий советского авиапрома обязательно должны быть военные корни, пришли к выводу, что рекордный М-17, скорее всего разрабатывался как высотный разведчик, некий аналог американского У-2. В пользу этого утверждения говорили прежде всего крылья огромного размаха, высотность самолёта, подтверждённая мировыми рекордами, да и носовая часть машины с боковыми воздухозаборниками на фотографиях подозрительно походила на таковую на У-2. Двухбалочную схему понимали как нежелание конструкторов строить длинный фюзеляж и возможность повысить мощность двигателя, сократив выхлопной тракт.
И только немногие знали для чего действительно создавался этот самолёт.




В 1967 году В.М.Мясищев возглавил Экспериментальный машиностроительный завод, впоследствии названный его именем. Одной из важных задач, поставленных перед ним, было создание высотного дозвукового самолета.
К этому времени на вооружении армии и ЦРУ США появилось новое средство доставки аппаратуры в воздушное пространство СССР - автоматические дрейфующие аэростаты, запускаемые с территории стран НАТО. Используя ветры, господствующие на больших высотах над территорией СССР, они пересекали нашу страну с запада на восток. Управляемые по радио, способные изменять по команде высоту полета практически от 0 до 45-50 км, эти воздушные шары могли нести не только аппаратуру, но и широкий спектр взрывчатых веществ, срабатывающих также по команде.
В наше время, когда спутниковые карты местности можно посмотреть на любом компьютере, а на военных работают целые группировки космических разведчиков, подобная малонадёжная и плохо управляемая разведывательная система представляется более чем странной и непонятной. Однако она произвела большое впечатление на руководителей советского государства, - для борьбы с шарами-шпионами выделялись огомные силы и средства. Против высотных аэростатов пытались применять облегчённые до предела перехватчики ПВО, зенитные ракеты, - стоимость ресурсов затрачиваемых на сбитие одного аэростата на порядки превосходила его собственную стоимость. Было ясно, что надо строить специализированный самолёт и такой машиной стал М-17.
Рассказывать о перипетиях конструирования, постройки и испытаний М-17 я не буду, об этом можно почитать на том же airwar.ru, отмечу только, что для меня явилось откровением, что М-17 впервые полетел (26 мая 1982 года, второй экземпляр, первый разбился в первом же испытательном полёте) чуть ли не через десять лет после того, как полёты воздушных шаров над территорией СССР были прекращены, и испытывался после этого почти восемь лет до установления мировых рекордов и триумфального появления в прессе. То есть руководство страны не закрывало и финансировало тему создания самолёта, перспективы которого были неясны, а главный противник которого, давным давно ушёл в историю. Было ли это желанием поддержать знаменитое в прошлом КБ, оставшиееся без заказов, плодом усилий советских лоббистов, или желанием иметь в активе непонятную, но передовую разрабоку, сейчас, по прошествии многих лет понять уже трудно.
В середине 90-х два из трёх построенных М-17 оказались в музее ВВС в Монино, а мясищевское КБ в то время уже вовсю занималось испытаниями дальнейшего развития М-17, - самолёта М-55 "Геофизика", который, судя по всему, кормит то что осталось от предприятия до сих пор. Завидная судьба!

Далее я хочу предложить вам небольшую подборку фотографий из монинского музея, где, как я уже говорил хранятся два оставшихся М-17. Этим летом одна из машин была тщательно восстановлена волонтёрами и работниками КБ им. В.М.Мясищева. Был проведён большой объём работ по приведению в порядок красочного слоя, восстановлению утраченных и повреждённых деталей конструкции, установке самолёта на специальные подставки.

1. Когда мы приехали в музей, на М-17 уже вовсю шли работы. Ребята планировали заменить бетонную плиту под носовым колесом самолёта и установить на подставки основные стойки шасси.


2. Для этого приходится приподнять весь самолёт, используются такие вот мощные подъёмники.


3. Подъёмник поменьше, под носовую часть самолёта.


4. Пока идут работы делаю несколько снимков деталей самолёта. В этом обтекателе должна была находиться пушка для уничтожения вражеских аэростатов.


5. Детали выхлопного сопла, на М-17 используется такой же двигатель как и на Ту-144 - РД-36-51В но в безфорсажном варианте.


6. Изящные выхлопные отверстия для вспомогательной силовой установки.


7. Детали стабилизатора.


8. А затем подошёл кран и началась суета.


9. Подсовывание бетонной плиты под носовую стойку. Крановщик оказался просто виртуозом.


10. Посетительница музея с интересом наблюдает за ходом работ.


11. Основные стойки шасси установлены на подставки.


12. Вид на самолёт - немного сверху


13. Можно оценить качкство покрасочных работ, обратите внимание также на прозрачность остекления.


14.


14.1. А так выглядел самолёт перед началом работ, буквально в середине лета.


15. Носовой подъёмник убран, ребята оценивают качество работы.


16.


17. Под вечер открыли один из носовых отсеков, "подышать воздухом Кумертау".


18. Другие группы волонтёров занимаются уборкой лёгкой техники с площадок в ангар. На зиму.


19. Вечер в Монино.


20. И, в качестве бонуса - небольшой фейк. Не удержался, сделал такую вот графику, - уничтожение вражеского аэростата-шпиона в стратосфере. Пусть боятся враги!


Такой получился репортаж, музей преображается на глазах, активно превращаясь из отстойника самолётов, которым он был долгие годы в настоящее музейное пространство, где можно приятно провести время и прикоснуться к истории. Огромная благодарность сотрудникам музея, волонтёрам, всем, кто изо дня в день делает музей и его экспонаты всё лучше и лучше. Спасибо вам.

Tags: М-17, Монино
Subscribe

  • Прокатились в Белгород...

    ... до украинской границы и обратно. Через полчаса садимся на обратный поезд в Москву (( Обидно, когда не пускают в страну, на территории которой…

  • Отпуск. Фейс-контроль на границе Украины.

    Вчера с отцом прилетели во Львов. Границу прошли, правда не так просто, как это было раньше. Дело было так: Выходим из самолёта, идём по…

  • Львов, июнь 2013-го. Репортаж первый.

    Львов - мой родной город. Здесь я родился и жил с родителями до 1996 года. Здесь я учился в школе с первого класса по девятый включительно.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments