mefistofel_d (mefistofel_d) wrote,
mefistofel_d
mefistofel_d

Categories:

Монино, Центральный Музей ВВС. Глава 1

Большой рассказ о моих впечатлениях о музее, о его экспонатах, и о людях, благодаря которым эти экспонаты живы по сегодняшний день. Цикл из нескольких постов.


Пост 1-й. Экскурсия 26-го мая сего года. Рассказ об экспозиции, посвящённой рождению авиации, самолётам Второй Мировой войны и уникальным летательным аппаратам.






Предисловие.

     Данный рассказ я начал сочинять ещё в начале июня, но так всё и не допишу до конца, ввиду не дохождения рук до окончания начатого. Поскольку с тех пор много утекло воды, текст пришлось практически сочинять заново, ибо появилась масса новых впечатлений, о которых не упомянуть грех. Попутно решил, что сей талмуд опус логично будет разбить на тома на главы. Во-первых, так будет его легче воспринять читателю, - в рассказе этом наличествует очень многа букафф и фоток. Во-вторых я решил несколько урезать количество лирических отступлений и больше внимания уделить главному. Важное замечание: в качестве иллюстраций я использовал не только собственные фотографии, но и фото, сделанные моими коллегами по «НИКу», поскольку самому всё заснять не удалось, ввиду различных причин. Чужие фото привожу, естесственно, с пометкой "не моё" и без каких-либо обработок и кадрирования. Надеюсь на понимание моих коллег - авторов фотографий. Сразу скажу - все фото из настоящего поста сняты не мной (включая верхнюю), мои будут дальше - в следующих постах-главах. И, конечно же, все фото кликабельны - их можно посмотреть в большем разрешении, кликнув по ним.
    Рассказ продолжает серию постов о технических музеях нашей страны, в которых мне довелось и посчастливилось побывать, начатую постом о музее космонавтики в городе Калуге.


    Моё «знакомство» с Центральным Музеем ВВС произошло довольно таки случайно – руководство фирмы ООО «НИК», сотрудником которой я являюсь, организовало для нас экскурсию, на которую не поехать было бы грешнО. Слово «знакомство» я здесь не зря взял в кавычки – ведь впервые я побывал здесь ещё году кажется в 1995-м или 1996-м. Потом в начале 2000-х, когда учился в МАИ. Было это ещё до того, как сгорел Ту-124 – уникальный между прочим экспонат, утерянный «благодаря» отечественной безхозяйственности. Музей в те годы представлял собой кладбище-свалку авиатехники, картина была ужасная: облезлые ржавеющие экспонаты на заросшем высоченной травой поле; разваливающиеся ангары с текущей крышей… И это при том, какие шикарные музеи авиации в западных странах – в Европе, США… И в них можно среди прочего лицезреть советские самолёты – часто даже в лётном состоянии! А у нас, на их родине, как водится, полная ж…
    Вот и в этот раз, 26 мая 2012 года я ехал в электричке, ожидая увидеть привычную для нашей нынешней России картину… Но оказалось всё совсем по-другому: на месте заброшенного кладбища самолётов меня ждал почти европейский музей! Вместо травы по пояс – аккуратно постриженный газон с цепными ограждениями, чтобы некоторые посетители не лазили по экспонатам (ну хотя бы стеснялись это делать). Вместо разваливающегося авиаметаллома – приведённые в порядок, свежепокрашенные самолёты – отдельные из них как будто только что из сборочного цеха! Новые, только что построенные помещения с экспонатами начала прошлого века и времён Великой Отечественной! Я был настолько удивлён, что долго ходил с отвисшей челюстью – такой увиденное произвело на меня шок. В хорошем смысле слова. Первой мыслью было: неуж-то Путин перед выборами пропиарился власти наконец взялись за сохранение истории нашей великой, ушедшей в мир иной, страны? Но оказалось, что власть здесь как раз не причём, ну или почти не причём. Всё хорошее в нашей стране делается исключительно руками энтузиастов – по сути простых людей. И Монино в этом плане не исключение. Нет, конечно, кто-то выделил деньги (кто именно - мне не известно) на строительство новых помещений взамен разваливающихся ангаров, а деньги это не малые  – но основная работа по приведению музея в порядок выполнена (и продолжается) обычными людьми – волонтёрами, увлечёнными авиацией и делом сохранения нашей истории для наших же потомков. О волонтёрской организации, в работе которой по мере сил и возможностей вот уже полтора месяца участвую и я, подробнее расскажу чуть ниже – посвящу этому отдельную главу, ибо рассказать и показать там есть чего. Но обо всём по порядку, и для начала будет собственно начало – рождение нашей советской (да и мировой тоже) авиации. Потом будет война – речь пойдёт о самолётах, победивших фашизм. И в завершении первой части – зал уникальных летательных аппаратов, где тоже много чего интересного. И так – вперёд!

    Первый зал музея, начало осмотра экспозиции. Посвящен он началам начал - первым лётчикам, учёным, конструкторам, первым рекордным перелётам. Здесь можно увидеть авиационные двигатели начала XX века, образцы вооружения, лётного обмундирования, плакаты, рассказывающие о людях, стоявших у истоков авиации и многое другое. Ну и конечно же «Летатлин», - работа известного отечественного художника Владимира Татлина, вдохновлённого успехами отечественной авиации. В качестве иллюстрации приведу несколько фотографий:

По порядку: 1 - «Летатлин», летающий аппарат (орнитоптер), Владимир Татлин, 1930—1931; 2 - Двигатель Костовича (судя по всему - паровая машина), конец XIX века, предназначался для установки на дирижабль; 3 - Ещё одна паровая машина французского инженера Габриэля Иона, тоже конец XIX, также предназначался для аэростатов; 4 - Двигатель М-26, устанавливался на самолётах АНТ-9 и "Сталь-2", автожире А-4, 1930 год; 5 - Двигатель М-22, устанавливался на самолёты И-15, И-16 и другие, 1930-е годы.

Далее мы вышли на улицу и прошли несколько десятков метров, чтобы попасть в зал, посвящённый Великой Победе. Надо отметить – помещения этих двух залов новые, построенные на месте снесённых отслуживших свой век ангаров тридцатых (вероятно, но могу и наврать) годов. Рядом строится ещё одно помещение, что очень здорово – у музея есть много того, что скрыто от глаз посетителей в запасниках, да и находящемуся под открытым нужен «дом». Климат у нас всё таки, сами знаете, - не щадит ни металл, ни тем более дерево и перкаль. Итак, во втором зале моему взору предстали самолёты, надравшие зад Гитлеру со своими крысами победившие врага. Также экспозиция гармонично дополнена манекенами лётчиков и наземного обслуживающего персонала в аутентичных костюмах, двигателями и плакатами, рассказывающими о величайшем подвиге наших с вами дедов и прадедов – в небе, за кульманом и у станка. Некоторые самолёты, размещённые здесь, снимались в кино: например именно этот Пе-2 знаком всем нам по фильму «Хроника Пикирующего Бомбардировщика». Стоит особо отметить, что есть в коллекции и самолёт, произведённый в США и поставленный в СССР по ленд-лизу. Хоть и не принято это у нас, но «пользуясь случаем» хочу высказать американцам огромное спасибо за оказанную тогда, хоть и не безвозмездную, помощь – трудно представить, что бы мы делали хотя бы без «Виллисов» и «Студебеккеров». А родной брат моёй бабушки (к сожалению, оба ныне покойные) всю войну отлетал на Б-25 бортачём – и даже бомбил Берлин! Поэтому обойти стороной помощь США нашей стране я просто не могу. Вот несколько иллюстраций из этого зала:

По порядку: 1 - Пикирующий бомбардировщик Пе-2 (именно этот самолёт, что на фото, снимался в фильме "Хроника пикирующего бомбардировщика"); 2 - Американский самолёт P-63 "Кингкобра" (характерная особенность - двигатель находится сзади за кабиной); 3, 4 - Знаменитый По-2 (немцы боялись этого самолёта, как дьявола, так как он мог с выключенным двигателем ночью подлететь незаметно и внезапно сбросить бомбы внезапно); 5 - И-15; 6 - И-16; 7 - Высотный истребитель МиГ-1; 8 - Ла-7 (на фото самолёт, на котором летал Иван Никитович Кожедуб); 9 - Ну и конечно же, знаменитый штурмовик Ил-2 (его немцы тоже боялись как дьявола, ибо его огонь был страшнее адского. "Задание выполнено отлично! Как в кино! Хорошая работа, пилот!  Возвращайтесь на базу"))) ).

   После осмотра зала Победы предстояло опять пройти по улице – дальше по плану было главное – экспозиция под открытым небом. Но о ней отдельно напишу ниже – в соответствующей части, а сейчас речь пойдёт о «восьмом ангаре» - о зале уникальных летательных аппаратов. Здесь много всего интересного – от гондолы стратостата «Волга» до  «Бурана», точнее одной из его испытательных моделей, побывавшей в космосе. Почётное место в коллекции, представленой в этом зале, занимает самолёт АНТ-25, на котором был совершён рекордный перелёт в США через северный полюс. Также есть макет «Ильи Муромца» Игоря Сикорского, эксперементальный вертолёт Ми-7 с реактивным приводом несущего винта (так и не взлетевший) и многое другое. Несколько иллюстраций к сказанному:
По порядку: 1, 2 - "Илья Муромец" И.И. Сикорского, макет; 3, 4 - АНТ-2 А.Н.Туполева, первый цельнометаллический самолёт в СССР; 5, 6 - АНТ-25 А.Н.Туполева, рекордный самолёт; 7 - АНТ-40 (СБ), скоростной бомбардировщик; 8, 9 - Ту-2; 10 - гондола аэростата "Волга", 11 - экспериментальный самолёт с ЖРД БИ-1; 12 - экспериментальный вертолёт Ми-7 с реактивным приводом несущего винта; 13 - Турболёт; 14 - БОР-5-502, одна из моделей "Бурана", побывавшая в космосе.

   На этом первая глава рассказа о Центральном Музее ВВС в городе Монино подошла к концу. Продолжение следует. В следующих постах будет иллюстрированный рассказ о экспозиции под открытым небом, об уникальных самолётах Ту-114, Ту-144, вертолёте Ми-12, на бортах которых удалось побывать. И, конечно же, рассказ о волонтёрах, восстанавливающих экспонаты и поддерживающих экспозицию музея в форме.
Tags: Монино, авиация, музей
Subscribe

  • ***

    Из концерта Гарри Гродберга в Зале Чайковского в Москве 20 октября 2013. Лефебюр-Вели, Пастораль Концерт целиком можно скачать здесь

  • Петиция на Change.org: Остановите демонтаж органа в Челябинске!

    В Челябинске демонтируют орган в органном зале. Вроде бы его переносят в другое помещение, но что там происходит на самом деле... Пока ещё не…

  • Мастерская по изготовлению органов.

    Мало кто знает, что под Петербургом, в посёлке Ульяновка, расположилась одна из немногих в России (если вообще не единственная) мастерская по…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments